Что с нами нет так? Постоянно есть повод для того, чтобы кто-то или сам человек критиковали, то есть проявляются критик внутренний или критик внешний.
Если наши поступки или слова кто-то критикует, на это есть причина. Если быть точнее, причины. Букет причин.
С одной стороны, скорее всего, наши поступки нарушили границы и критерии другого человека.
С точки зрения другого человека наши действия вышли за рамки нормы.
Если у нас все в порядке с нашей жизнью, то нам и дела нет до того, что кто-то что-то делает, если это что-то не нарушает наши границы.
Если мы не сильно обременены моралью, которая сама по себе уже манипуляция, или какими-то другими социальными рамками.
- Речь не идет о каком-то явном нарушении например закона.
- Мы все существа социализированные. Каждый в меру своей распущенности.
И разные обстоятельства активируют в нас какие-то нормы, которые мы приобрели в процессе взросления и воспитания.
Предположим, мат. Кто-то считает мат ругательными словами, а кто-то искусством. В общественном месте вроде как не принято говорить, используя мат. И, находясь, например, в метро в присутствии женщин и детей, вроде как, неуместно.
А на рыбалке с мужиками — норм. Обстоятельства и контекст создают ситуацию. И тут уже у каждого присутствует тот самый внутренний критик, который на страже “нормы”.
То есть, кто может спровоцировать или подвести нас нас к тому, чтобы мы ругнулись про себя? Как тут быть?
Кто-то нарушил наши границы, притом жестко, притом в общественном месте. И это уже зависит от привычки использования таких слов.
Но если такие слова отрезвят и остановят человека. Тогда можно?
Потому как хорошо подобранное слово воздействует магически на того, в чей адрес оно сказано. К примеру, как в одном анекдоте, экскурсовод иностранной делегации перевел иностранцам: что сказал Вася-токарь, у которого слетела деталь со станка.
Он имел интимную связь с деталью, и имел интимную связь с тем мастером,
который выдал ему эту бракованную деталь.
И что если мастер ему ее не заменит, он будет и иметь интимную связь не только с ним.
И что его мама — женщина легкого поведения.
Каждый, кто хоть раз слышал подобные анекдоты, в уме произнес те самые слова, которые на самом деле произнес токарь Вася. Как быть в таком случае?
Здесь, если человек, слушая анекдот, даже если он и воспитан в определенных традициях, может себе позволить про себя произнести эти слова.
- И ничего страшного. Никакой критики.
- Все смеются.
Но, если ты произнесешь такие слова вслух, тогда ты нарушишь некий общественный договор.
- Так не принято. А если взять армию. Там, вообще, это норма.
- По крайней мере, 30 лет назад было так. Возможно, что-то изменилось.
Представьте, если при каждом мате сослуживцы будут говорить:
Дорогой друг, не будете ли вы так любезны выразить свою мысль иначе?
Более того, например, после команды прапорщика рядовой скажет:
Уважаемый …, могу ли я попросить вас перефразировать ваше указание
в другую, более уместную форму для моих ушей?
Звучит смешно. Это не плохо и не хорошо.
Но если солдат будет ехать в метро и громко материться, скорее всего, кто-то сделает ему замечание.
- Получается, есть разные миры.
- И все, что в одном недопустимо, в другом есть норма.
- И если мы попадаем в другое окружение, то выясняется, что здесь принято по-другому.
Кем? Никто не знает, но не принято.
То есть, какие-то негласные рамки, а каждый их трактует в меру своего воспитания и своих привычек.
Когда включаются критик внутренний и критик внешний
Причина первая — нарушение рамок и границ
Внешний критик будет “включаться”, если нарушаются какие то нормы и рамки, внутренний критик будет «включаться», если нарушаются внутренние рамки.
- Приемлемо или нет.
- Разрешено или запрещено.
- Уместно или не уместно.
То есть, критики внутренние или внешние будут спровоцированы нарушением таких рамок.
Где есть рамки и ограничения, есть и критика.
И это не призыв нарушать общественные нормы. Все хорошо к месту.
Вторая причина критики
Другая причина критики — это зависть . Но зависть не явная, а скрытая.
Потому как, если человек осознает, что им движет зависть, скорее всего он будет чувствовать себя не очень. Но не факт. Он будет завидовать кому-то, кто себе разрешил и позволил, а он себе нет. И это будет его злить и фрустрировать. Осуждение другого человека это как бы выгораживание себя:
Смотри — я не такой.
Ты плохой, значит, я хороший.
Третья причина, когда включается внутренний критик
Еще есть причины личного характера, если речь о внутренней критике.
Например, нас с какой-то частотой в детстве ругали и наказывали за якобы проступки. И мы испытывали разные смешанные чувства.
Теперь во взрослой жизни у нас “есть потребность” переживать подобные настроения,
потому как это в детстве “входит в привычку”.
И поэтому, мы находим убедительные доводы в пользу покритиковать самих себя. Даже часто не конкретно мы сами, а внутренний голос, до боли похожий на тот голос, который мы слышали в детстве.
То есть, теперь роль критика выполняет какая-то сущность внутри нас, которая переняла эстафету от живого физического человека.
- Функция осталась. Только теперь ее выполняет тот голос, который “поселился” в нас самих.
- Такая проекция того, кто чаще нас критиковал.
Иначе говоря, наш внутренний критик — это продолжение внешнего.
Центральный момент: это почему так происходит? И зачем это происходит?
- Так устроен наш мозг.
- Повторять то, что мы слышали в детстве.
- Потому что эта реальность, а другой мы не знаем.
- Приходится воспроизводить то, с чем знакомы.
То есть, у внешнего критика есть внешняя мотивация в виде нарушения каких-то устоев и моральных правил.
А внутренняя критика — это тот самый орган для безопасного проживания среди людей.
И избегания проблемных ситуаций. Хотя, мнимая безопасность — это всегда замкнутый круг.
Но, люди продолжают жить и не обращать внимания на запреты или ограничения.
В силу понимания того, что ситуация меняется постоянно.