Ясность целей и методики их проработки

Ясность целей Дмитрий Шейнин

Что такое ясность целей? Мебель это не стул, а посуда это не тарелка. Как-то принято считать, что мы знаем, что хотим. Мы хотим, чтобы у нас в жизни было все хорошо, чтобы делали то, что считаем нужным и так далее.

Но сколько мы знаем людей, чьи надежды так и остались надеждами.

  • Многие надеялись на то, что как-то само собой устаканится.
  • Или произойдет чудо, или еще что-то произойдет и у нас все получится. 

Но шли годы и со временем ничего не менялось. Постепенно большинство людей привыкло к какой-то временной ситуации.

  • Это становилось нормой. 
  • Компромисс стал нормой.

Много лет назад у меня в одном предприятии подрабатывали студенты. Они были очень резкими и все претендовали на высокие результаты. Позже они как-то незаметно потерялись. Спустя несколько лет я встретил нескольких их них. Один был продавцом в каком-то самом обычном мебельном магазине. Второй работал менеджером в каком-то кафе.

И их взгляд уже был другим, и разговоры тоже были уже какими-то заурядными. Исчезли амбиции, и не было того духа достижения, с которым они пришли ко мне работать.

Как часто человек обламывается из-за того, что он не может внятно для себя определить, чего он хочет. 

В детстве все было проще: мы хотели вот такую игрушку. 

  • Мы хотели сделать вот то. 
  • Поиграть вот в такую игру и т.д.

Да, у нас были простые желания, но мы четко понимали, что хотим. На каком-то этапе мы теряем фокус и не можем четко себе признаться в том, что мы не умеем четко сформулировать то, что мы хотим.

За последние 20 лет я провел тысячи консультаций и разных групповых тренингов. Десятки тысяч людей и не меньше часов. Что я заметил? 

Ясность целей

Я до сих пор наблюдаю, что даже на самом простом уровне человеку трудно сформулировать свою ясную цель.И это заметно во всем. Возможно, это проф деформация. 

Но когда с кем-то в индивидуальной сессии или на групповой отработке мы работаем над формированием ясной цели, выясняется, что это не так просто. В чем же причина этой трудности?

Наши желания — это еще не цели. 

  • То есть, наши мысли и ожидания не оформлены. 
  • Не имеют достаточного набора измеримых критериев.

Все, что мы можем измерить, мы можем изменить. Что делать, если мы имеем дело с абстрактными целями? Мы их переводим в конкретные очертания.

Но часто из-за сомнений человек отказывается от попытки понять, что именно он хочет. Шура Балаганов точно знал, сколько ему нужно денег для полного счастья.

Мы знаем точно чего мы хотим? 

Мы знаем размер, вес или другие критерии цели? 

Своей цели! 

Почему это так важно? Важно только для тех, у кого есть неудовлетворенность. Кто по крайней мере стремится понять, чего он хочет от жизни.

Итак, есть масса методик. Плюс-минус они об одном.

Ясность целей: критерии реализации

Зачем нам критерии?

Это те измеримые критерии, которые покажут вам факт реализации вашей цели.

Например, в кондитерском деле важна пограммовка ингредиентов и последовательность процессов. Температура духовки, степень взбитости сливок и т.д.

У цели должны быть качественно-количественные характеристики.

Например, когда мы приходим в супермаркет за продуктами, особенно если у нас есть с собой список. Мы начинаем выбирать продукты. По марке, по качеству, по дате производства, по цене и т.д.

  • Все это критерии.
  • И здесь нам все понятно, потому что привычно.

Но если речь идет о наших целях, то это, наверно, как минимум важнее похода в магазин.

Нет смысла сейчас говорить о том, что цели должны быть промежуточными. Это отдельная обширная тема.

Сейчас только о том как сформулировать свою цель, чтобы была максимальная ясность как это реализовать. Когда у нас есть критерии, мы можем спокойно делить свою цель, если она кажется нам слишком объемной.

Визуализация целей

Также нам нужна визуализация, лучше объемная, момента достижения нашей цели. По сути, глубина проработки нашей цели создает вероятность достижения нашей цели.

Чем более четко и критериально мы прорабатываем свои цели, тем нам проще прокачать план реализации.

Сначала мы имеем неоформленное желание. Хочу дом, например. 

  1. Где я хочу, чтобы этот дом находился. 
  2. В какой стране.
  3. Возле какого города. 
  4. Какой размер дома. 
  5. Количество комнат. 
  6. Высота потолков. 
  7. Вид из окон — куда выходят окна.
  8. Какое функциональное наполнение. 
  9. Какая мебель. Где и как она будет расставлена.
  10. Какие у нас будут там удобства. В каком количестве. 
  11. Какие материалы отделки.

Чтобы до конца понять что я хочу, мне нужно “насмотреться” массу вариаций. 

  • Самих домов. 
  • Проектов. 
  • Вариаций расположения помещений и комнат. 

Это процесс переработки большого количества информации.

  • Картинок, визуализаций, схем, вариантов.
  • Что есть на рынке.

Как только дизайнер начинает задавать нам вопросы, то мы обнаруживаем, что мы, оказывается, не проработали массу деталей. 

А детали — это и есть глубина проработки. 

Или еще сложнее: например, производство автомобилей. Сколько надо учесть процессов и процедур, чтобы за ворото выехал новенький авто?

Степень детализации вносит простоту и ясность. Что, когда и в каком качестве и количестве должно быть сделано, чтобы на финише из тысяч деталей получилось то, что мы хотели.

Да и в процессе, по мере того как ваша цель начнет обрастать объемными деталями, естественно, ваша цель может измениться до неузнаваемости.

Интересно, как изменится жизнь человека, если он получит в руки проработанный план или технологию не только формирования ясной цели, но и технологию реализации? Визуализация целей в деталях также влияет на вероятность достижения целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.