Мы не обращаем внимание на свое тело, мы не обращаем внимание на поведение тела других людей. Мы не замечаем что делает наше тело, потому что тело вместе с мозгом живет своей отдельной жизнью. Язык тела проясняет скрытые мотивы человека.
Спасибо Бенджамину Либету за его открытия. Мы привыкли думать, что мы управляем собой и своим телом. Нашему мозгу не важно, что мы думаем. Он заставляет нас делать то, что нужно ему(мозгу). И если поток сознания мы еще как-то иногда замечаем, то что происходит в мозге, мы не наблюдаем.
Но, мы можем наблюдать за телом.
- Тело как внешняя сигнальная система и канал общения мозга.
- Мозг через тело показывает гораздо больше, чем мы говорим.
Язык тела человека
Не обязательно понимать, что человек говорит. Интересно понимать, что демонстрирует тело.
- Осанка, голос, тембр и тон.
- Дыхание — задержки и вздохи.
- Мы дышим поверхностно или глубоко?
- Спокойно или возбужденно?
И еще много разных сигналов посылает нам свое тело и тело тех, кто нас окружает.
Мы “танцуем” постоянно. Каждый, свой, уникальный танец. Который рассказывает: как наш мозг относится к тому, что мы делаем и говорим. К тому, что делают и говорят нам другие.
- Мы можем молчать и ничего не говорить. Но наше тело постоянно что-то транслирует. Без нашего ведома.
- Без нашей воли и сознания.
Что нам даст навык “чтения” тела своего и чужого?
Если мы понимаем, что нам транслирует тело другого человека, мы можем сопоставлять его слова и его телесные реакции. Так мы получаем более обширную инфу о самом человеке и о том, как он сам относится к тому, что он говорит и слышит, от нас и не только.
Общение, особенно деловое, без понимания телесных знаков и подсказок, похоже и на игру в рулетку, и на поход по минному полю.
Поэтому, приобретение навыка сканирования тела — не вопрос, что это дает. Это вопрос, понимаем ли мы, зачем нам такой незаметный способ распознавания поведения своего и других людей.
Как мы обрабатываем информацию
Тезисно: есть наши глаза, которые подсказывают, как мы обрабатываем и выдаем информацию.
Также глаза раскрывают тот самый богатый внутренний мир человека.
Как только мы начинаем говорить, мы показываем: как мы обрабатываем инфу.
Этот процесс не прекращается пока мы бодрствуем.
Мы видим и слышим, чувствуем и осязаем. А глаза в связке с нашими транслирующими сигналами тоже “танцуют” танец. Но наши глаза вместе с лицом “исполняют” коллективную пляску.
Наш способ репрезентации громко показывает наши эмоции, чувства и отношение ко всему, что происходит в моменте.
- Нам нравится или нам скучно.
- Мы заинтересованы или мы недовольны.
Что бы мы параллельно ни говорили — лицо и глаза “скажут” больше. И глаза в моменте, если мы не теме, тоже живут и посылают в пространство сигналы.
Помните выражение: читай по губам?
Когда мы произносим с четкой артикуляцией, нас можно понять и без звука. Каждый из нас хотя бы раз говорил или слушал, когда не слышно голоса. Есть различные методики чтения того, что говорит человек, по губам.
С глазами еще более выразительно. Мы смотрим и слушаем другого человека. Попробуйте посмотреть фильм без звука. Актеры специально утрируют свои эмоции и чувства, чтобы показать зрителю подтверждение или, наоборот, опровержение своих слов.
- Такова их работа.
- Показывать отношение своего персонажа.
В этом и состоит мастерство актера — показать больше и убедительнее, чем те слова, которые он говорит, играя роль.
О чем говорит наше тело
Следующий большой блок сигналов: голова и шея. Голова также “танцует” свой танец. Вместе с шеей — они соглашаются или нет.
Уже приняли решение или еще сомневаемся: голова покажет.
Когда мы согласны, мы киваем. А когда мы молчим, это не значит, что голова не делает мелких движений. Наши движения головой — это не только кивки или шатание из стороны в сторону. Наше любопытство или другие эмоции заставляют шею двигать головой в разные стороны. Сигналы и акценты шея расставит за нас. Это только в поговорке муж голова, а жена шея. В реальности и голова и шея — это трансляция того, что хочет мозг.
Распознаем язык тела человека
Тело: торс, плечи, осанка. Как мы стоим, как мы сидим, как мы смотрим и слушаем.
Тело “включено” в любую коммуникацию.
- Переминаемся с ноги на ногу.
- Плечи застыли в асимметрии.
- И тело отклонилось вправо.
Что бы это значило?
А когда мы общаемся с противоположным полом. Вот это танец. Простые, самые безобидные действия руками или телом “включают” тело человека без ведома его хозяина. Особенно, противоположного пола. Если человек показывает к вам симпатию или расположение, то вы при помощи своих одобрительных телодвижений подкрепляете его поведение.
- Вы без слов закрепляете ему позитивную реакцию на вас.
- И тело ”запомнит” это.
Хорошие курсы по пикапу построены на языке тела. Если в таком курсе нет разбора языка тела — это курс для профанов от профанов.
Наконец, ноги. Вот здесь самый настоящий танец.
- Ягодицы и бедра.
- Подпрыгивание и приседание.
Любой мастер танго курит в сторонке. Мы имеем дело с эволюцией. Поколения столетиями учили и передавали свои особенные, неповторимые па, которые соблазняли и угрожали. Наступали и защищались. В детском возрасте мы “обезьянничали” у всех.
Поэтому, латинские танцы такие “горячие” и выразительные.
- Там тело передает, танцует один из базовых инстинктов.
- Размножение. Борьба за самку или самца.
Здесь нет места логике и сознательности. Здесь территория природных и безусловных рефлексов.
И когда мы тренируемся суммировать несколько каналов трансляции, картинка получается более чем объемная.
Вот человек начал крутить телом из стороны в сторону, а вот и голова подключилась.
И глаза нам “кричат” о том, что мы слышим чувства другого человека. И весь этот коллектив в унисон транслирует то, что словами никогда не передать.
Умение понимать язык тела человека — важный коммуникативный навык.