Секреты манипуляции

Секреты манипуляции

Что такое манипуляции? Секреты манипуляции в том, что общение, даже если оно одностороннее, является воздействием.

Такой вид воздействия формирует побуждение или реакцию, которая, как правило, не связана с интересами субъекта коммуникации.

Воздействует на изменение восприятия реальности и представляет положение дел в искаженном виде.

Секреты манипуляции обобщением

Такой вид воздействия стремится перевести ваше внимание на общую картину и одновременно уводит от деталей и подробностей.

Такой прием позволяет создавать в воображении человека иллюзию некоей общности.

Пример:

Все люди по природе добрые.

Мы же все родом из детства.

Все люди стремятся к лучшему.

Если мы родом из детства, здесь предполагается, что мы когда-то были детьми. Однако, детство у каждого из нас было свое. В разных местах, разные детские впечатления. В таком обобщении, скорее всего, происходит подача — Я свой (не враг).

Или:

Все акулы опасные.

Акулы опасные. В таком обобщении слово «опасные» предполагает, что встречаться с акулами небезопасно. Особенно это резонирует с нашумевшим в прошлом фильме “Челюсти”. Однако известно, что опасны не все виды акул, да и то в разных обстоятельствах.

При помощи обобщения можно создать иллюзию, подходящую под цели манипулятора.
Иллюзию общности. Общих интересов: мы с тобой “заодно”.

Иллюзию, что все поступают определенным образом, иллюзию, что все, кто принадлежит к какому-то виду людей по определенному признаку, выбирают что-то определенное:

Новое поколение выбирает пепси.

В данном приеме используются слова — категории и неопределенные понятия, вызывающие в фантазии оппонента какие-то галлюцинации.

Уже сменилось несколько поколений с тех пор, как появилась эта реклама. И каждое следующее поколение выбирает пепси.

Манипуляции опущением информации

Это воздействие как продолжение предыдущего изменяет восприятие при помощи внимания на одних деталях за счет других. То есть, мы получаем только часть информации в ущерб другой.

Пример:

К Васе на день рождения пришли родственники и коллеги по работе — девушки и парни.

Мы убираем часть информации и акцентируем внимание на другой.


Парни пришли на день рождения к Васе .

Мы сознательно убрали и слово родственники, и слово коллеги — восприятие уже другое .

Если мы сделаем несколько итераций опущения, появится совсем другое восприятие ситуации. Саму обстановку человек будет додумывать сам. Так и появляются последствия “испорченного телефона”.

Часто мы опускаем информацию не умышленно, а по причине невнимательности. Мы не относимся ответственно при передаче информации или мы находимся в измененном состоянии сознания, поэтому под воздействием эмоций преподносим по-другому.

Следующий вид манипуляций: искажение

Именно благодаря этому типу манипуляций, писатели создавали приключенческие романы, а сценаристы и режиссеры снимали картины, которые поражали наше воображение.

Литературные приемы “гипербола” и “метафора” построены на искажении. Знаменитая «Алиса в стране чудес». Даже описание этого приема тоже в своем роде — искажение, потому как является всего лишь интерпретацией автора.

То есть, все виды интерпретаций — тоже искажения. Различные рекламные ролики тоже построены на искажении. Например, ролик с рекламой колы, где во двор приезжает огромная машина с огнями, колой и Санта Клаусом.

Любая форма, которая неточно передает информацию, умышленно или по невнимательности, будет искажением.

Мы живем в двадцать первом веке. А поговорку придумали еще в девятнадцатом. По ходу пьесы, например, часть потерялась и теперь поговорка звучит иначе. И несет другую смысловую нагрузку. Например, известная поговорка:

Кто старое помянет, тому глаз долой. А кто забудет — оба.

В принципе, любые истории — сказки, былины, легенды — это искажения, потому как являются больше творческим вымыслом, чем реальностью. Поэтому, когда кто-то приводит в пример поговорку или расхожую фразу — это тоже элемент искажения.

Добавить комментарий