Личность и эмоции, мысли и поступки — все это элементы единой системы. Одно влияет на другое и любой элемент воздействует на другие элементы. Способы формирования самооценки могут быть основаны на этом принципе.
Изменяем одну грань личности, тем самым воздействуем на всю систему целиком.
Самооценка может быть предметной и общей. Один аспект самооценки также меняет и наше чувство уверенности.
И если мы имеем устойчивую самооценку в каком-то контексте, то мы можем использовать его и в другой сфере. Каким образом?
Например, мы никогда не готовили борщ. Но мы что-то делали по инструкции или придерживались технологической последовательности.
Это позволяет нам, не зная как сварить борщ, быть уверенным в том, что мы это сможем. Мы уже умеем придерживаться стратегии выполнения технологии.
И это дает нам гипотезу, что в приготовлении борща через инструкцию или рецепт можно приобрести навык.
Создание самооценки
Если у нас есть в прошлом какой-то опыт достижения результата в любой сфере, а также опыт не достижения результата, это можно применить в создании результативной стратегии изменения самооценки.
Мы анализируем наш результат и создаем некий алгоритм: как мы это осуществили.
Или на сравнительном анализе исследуем, что нас привело в решению какой-то задачи, а что нет. При определенных навыках различия очевидны.
- Это как некая карта
- Что делать и чего не делать.
- Как действовать и как не действовать.
Что было мотивом результата и что было мотивом нашей нерезультативности.
Мы проводим грань и регулируем критерии, по которым создаем карту — инструкцию.
Как, что, где, каким образом и с каким качеством мы будет делать.
Мы создаем алгоритм «если, то».
У нас появляется коррекционная модель действий.
Мы не пытаемся создать идеальную картину с одной попытки.
И это работает, даже если у вас есть некий опыт ошибки. Мы находим причины.
Да, мы можем ускорить процесс за счет привлечения специалистов или консультантов по личной эффективности.
Если у нас нет понимания, берем себе подсказки тех, кто знает, что к чему.
В итоге наш опыт всегда является успешным, если научиться, как его использовать.